Техника расчёта вариантов.
Попытка предвидеть ходы противника и как на них реагировать, называется расчётом. И. Хмельницкий в своём тест-учебнике «Шахматный экзамен» определил, что в статических позициях, где отсутствуют тактические и стратегические угрозы с обеих сторон, - расчёт не является необходимым. В динамических позициях ходы, которые создают угрозы, либо их нейтрализуют, выстраиваются в конкретные цепочки-варианты.
Задание:
1. Перечислить ходы-кандидаты, подлежащие рассмотрению;
2. Выбрать ход, обосновав его.
Ход черных.
Целью этого примера выявить умение разобраться в позиции, требующей сложного разветвлённого расчёта, а также практичности мышления, которая здесь проявляется в отказе от заманчивых, но маловыгодных продолжений.
При решении задания необходимо выделить возможные ходы-кандидаты. Их несколько: 1…е3,1…К:с4, 1…Ксd3, 1…Сf6, 1…Фd7. Целесообразно сразу же сузить перебор, начав расчёт с наиболее лёгких продолжений. Я обращаю внимание детей на ключевые моменты решения, сделав акцент на психологическом содержании расчёта. Так, например, если ученик просчитал вариант 1…К:с4 2. bc С:d4+ 3. Ф:d4 Ф:g5 4. Кd5 Фe5 5. Лad1, то это свидетельствует о чёткой фиксации позиции в уме, в частности, учёте слабости поля f6, вследствие размена Сg7. А мы ведь в этом случае развиваем способность думать в уме!
Первые три хода-кандидата являются активными и наиболее заманчивыми, но требуют точного расчёта. Последние два хода (1…Сf6 и 1…Фd7) выглядят менее привлекательно, и имеет смысл тщательно изучать их лишь в том случае, когда неудовлетворительными окажутся результаты первых трёх продолжений.
Тренируя расчёт сложных многовариантных позиций, полезно обсуждать задания с опытным наставником.
Рассчитывая варианты слишком глубоко, можно потратить чересчур много времени и энергии, а это может привести к проигрышу в лучшей позиции.
Б. МакКарти – И. Хмельницкий
Белые создали динамическую позицию,заставляя в цейтноте «сжечь» своё время на расчёт сложных вариантов.
32… cb3 33. С:b5 b2 34. Лe1 Л:d5 35. Сc4 Крf8
36.С:d5 Л:d5!
Расчёт вариантов, включающий в себя жертву требует повышенной точности. 37.Лb1 Ла5 и белые сдались. Матовые угрозы по слабой 1-ой горизонтали оказались решающими.
Чтобы улучшить свои счётные способности рекомендуется:
- Практикуясь в основах тактики, стараться считать на один ход дальше.
- Учиться считать короткие варианты и записывать их на бумаге. Это поможет организовать свои мысли.
- Решать комбинации и задачи, не передвигая фигур.
- Научиться распозновать позиции, когда надо считать варианты, а когда нет.
- Определять все разумные защитительные ходы и находить пути их преодоления.
- Стараться внимательно считать цепочку варианта по одному разу.
- Рекомендуются програмные пакеты CT-ART и Studies.
- Больше решать этюдов и динамических эндшпилей.
Холодец на королевском фланге.
Очередной тур прошёл свой экватор. Партия Шапокляк – дядя Стёпа в разгаре. Времени на обдумывание хода ещё достаточно.
Каспаров – Рибли
Противник сыграл 26…С:е3.
Размышления ШАПОКЛЯК: - ВОТ ВСЕ ГОВОРЯТ: «Женщины играют в шахматы хуже мужчин». Хуже, правильно, кто с этим спорит? А вот почему? Задумывался ли хоть кто-нибудь над этим? А я вот точно знаю, почему. Однажды видела фильм «Семь шагов за горизонт». В этом фильме был фрагмент о шахматах, где Михаил Таль показывал, как мыслит шахматист во время игры. При расчёте варианта фигурки бегали по всей доске. Если вариант не нравился, все фигуры с такой же быстротой бежали к исходной позиции. Так шахматист производит расчёт в уме.
Но даже гениальный и обожаемый Таль не смог бы никакими силами показать, как мыслит во время партии женщина-шахматистка.
Так, если 27. fe Ф:b5 28. Ф:b5 ab. Равенство? Непонятно. Так, снова… 27. fe. А он может мою ладью съесть и пешкой…
И зачем это я надела зелёное платье? Сегодня такой свет, что я сама вся зелёная, как жаба…
Да, отвлеклась… 27. fe ab…
Какой симпатичный мужчина подошёл к столику, а у меня, как назло, позиция дырявая и выгляжу я сегодня плохо. Эх, чёрт меня дёрнул надеть зелёное.
Так, надо сосредоточиться. А если использовать слабую восьмую горизонталь? 27. Лd8 С:f2 28. Кр:f2 Ф:b5. Интересно, что там делать Ферзю?
На днях день рождения! Когда же я успею всё купить? На рынок бы сбегать… Вот если завтра не будет игры, сбегаю за мясом и сварю холодец. Гена с Чебурашкой придут, а Гена очень любит холодец. Но его варить долго, а ведь надо готовиться к последнему туру – маячит норма первого разряда… Так варить мне холодец или нет? Ананду хорошо: и деньги ему не нужны: миллионер, и холодец ему варить не надо. Да, опять отвлеклась. Итак, 27. Лd8! А всё-таки ладья здесь страшна или нет? 27…Л:d8 28. Лd5 С:f2+ 29. Кр:f2
На работе ворчат: «Играешь в своих тернирах – играй, но всё сделай, будь любезна, к сроку». Начальнику хорошо требовать, а мне ещё холодец варить надо. Или не надо? Опять же, Гена с Чебурашкой придут, им не объяснишь, что холодец не сварила из-за долгодумания над 27 ходом…
Но где это я? Ах, да! А ведь ладья на восьмой горизонтали, кажется, весьма страшна…
Надо уже отдавать Эдуарда Успенского. Осталось чуть-чуть дочитать, а некогда. Да ещё этот холодец… Может не варить его? Всё хватит глупостей, считаю по новой: 27. Лd8 ab 28. Фd6. Выиграно? Итак: 27. Лd8 Л:d8 28. Лd5. А почему я, собственно рассматриваю только 28. Лd5? А если ещё что-нибудь поискать? А что даёт 28. Лb8? Это даже лучше или нет? Так, Лb8 или Лd5? «Колдуй баба, колдуй дед, есть ли лучший здесь ответ?» Так, так… Если выиграю эту и последнюю партию могу выполнить первый разряд…
Надо обязательно купить белые перчатки к моему новому платью, всё-таки поздравлять будут.
- Что? Упал флажок?! Не может быть!
Так всё-таки варить мне холодец или нет?
На Кубке мира в 1989г. Каспаров прошёл мимо подвернувшегося ему шанса и сам предложил ничью своему сопернику! Выигрыш достигался вариантом:
27.Лd8! Ф:b5 28. Фd6 С:f2 (28…Лe8 29. Фe7 С:f2+ 30.КРg2! Фc6+ 31. Крf1 Фh1+ 32. Кр:f2 Ф:h2 33. Крe1 Ф:g3 34.Крd1! Фg1+ 35. Крd2 и шахи кончились). 29. Кр:f2 Фf5+ (29… Лс8 30. a4! Ф:a4 31. Ф:a6) 30. Крg2 Фc4+ 31.Крh3 Фf5+32. g4 Фf1+ 33. Крg3 Фg1+ 34. Крf3 Фf1+ 35. Крe3 Фh3 36. Крd4! (36. Крd2? Фh6+ 37. Крd1 g6) 36…c5+ 37. Крd5 Фg2+ 38. Крc5 Фg1+ 39. Крc6 Фc1+ 40. Крb7 Фb1+ 41. Крa7 Фg1+ 42.Кр:a6 и чёрным надо сдаваться.
Домашнее задание:
И. Хмельницкий – М.Брауде
Ход белых.
- Наметить ходы-кандидаты
- Просчитать каждый и дать оценку конечной позиции.
- Выбрать лучшее продолжение.
К рассмотрению ходов-кандидатов допускаются: 17. С:d6, 17. С:g7 и 17. d5. Эти продолжения говорят о динамике борьбы. Рассмотрим каждый из них.
17. С:d6 Ф:d6 18. Фa4+ Фd7 и белые ничего не добились.
17. С:g7 Лg8. Рискованно из-за ретгена пешки g2 через Сg7.
17. d5! Взять пешку Ф – теряется слон, бить пешкой – берётся пешка на g7 и шах Ладьёй с е1. Кр застрял в центре и разрушена пешечная структура.
Остаётся 17…Фc5 18. С:d6 Ф:d6 19. de Ф:d1 20. ef7+ Кр:f7 21. Лfd1. В итоге белые выиграли ладейный эндшпиль.